Как правильно сформулировать
название профессии при записи в трудовую книжку нового сотрудника? Любой
специалист по кадровым вопросам ответит - найти необходимую профессию в
Классификаторе профессий (КП). Однако оказалось, что все не так просто.
Название профессии - зеркало квалификации?
Специалист
по работе с персоналом ООО "ИАЦ "ЛІГА" Татьяна Козаченко рассказывает,
что у кадровиков периодически возникают сложности с подбором
формулировки названия профессии - иногда новые сотрудники считают, что
предлагаемое в КП название не соответствует их квалификации, не
полностью раскрывает все имеющиеся у них компетенции и опыт работы.
"В
качестве примера можно привести такую специальность как "маркетолог", -
говорит Т.Козаченко. - Многих людей не устраивает формулировка
"Фахівець з методів розширення ринку збуту (маркетолог)". Аргументация
при этом примерно следующая: "Я занимался не только расширением рынков
сбыта, но и анализом спроса на товары, разработкой рекомендаций для
руководства о целесообразности выпуска и возможностях продажи товаров и
т.д. Поэтому данная формулировка меня не устраивает, пишите просто -
"маркетолог". Это название у нас все понимают и, в случае последующего
трудоустройства, не будет возникать вопросов о моей квалификации и о
том, чем я занимался".
Получается,
что специалисты игнорируют возможные в будущем проблемы с оформлением
пенсии и льгот, жертвуя ими ради корректной (с их точки зрения) записи в
трудовой книжке - чтобы в ближайшем будущем не возникало проблем с
трудоустройством.
Главное не название, а код профессии
С
одной стороны, их можно понять: до пенсии еще дожить надо, а устроиться
на хорошее место работы хочется прямо сейчас. С другой стороны, такой
подход является откровенным нонсенсом. Как же все-таки стоит поступать в
случае противоречия между формулировкой, указанной в КП и мнением
сотрудника о корректном названии своей профессии?
Редакция
попросила прокомментировать этот вопрос заведующего отделом научного
обеспечения вопросов экономики труда и развития
профессионально-классификационной сферы Научно-исследовательского
института социально-трудовых отношений Министерства труда и социальной
политики Украины Юрия Юрова. Именно под его руководством разрабатываются
украинские КП.
По словам Ю.Юрова, основополагающими документами для записи в трудовую книжку являются:
1. "Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников",
утвержденная совместным приказом Министерства труда Украины,
Министерством юстиции Украины и Министерством социальной защиты Украины
29 июля 1993 года.
Пункт
2.14 этой инструкции гласит, что: "Записи о наименовании работы,
профессии или должности, на которую принят работник, выполняются для
рабочих и служащих соответственно наименованию профессий и должностей,
указанных в "Классификаторе профессий"".
2. Классификатор профессий (КП) ДК 003 2005.
В
разделе 3 "Основные положения" КП указано, что: "Отдельные
профессиональные названия работ в КП записаны с использованием скобок. В
скобках, в соответствии с принятой структурой КП, может обозначаться:..
-
общепринятый иноязычный синоним профессионального названия работы,
используемый в профессионально-классификационных стандартах других
стран, который может использоваться как самостоятельное или
альтернативное название работы, например, "менеджер (управитель) з
персоналу", "фахівець з методів розширення ринку збуту (маркетолог)",
"начальник доку (докмейстер)", "повірений морський (супервайзер)"".
"Это
означает, что одна и та же профессия имеет разные названия в разных
языках, но суть их - равнозначна. Можно писать либо так, либо так -
название тут играет роль второстепенную, а основное значение имеет код
профессии. Именно в нем заложена информация о направлении работы, об
образовательном уровне данного специалиста, т.е. поясняется, чем он
занимается", - акцентирует Ю.Юров.
Он
отметил, что украинская кодировка профессий отвечает международной
системе кодирования профессий, принятой в странах Европейского Союза.
Название профессии - это оболочка, она ни о чем не говорит на
общемировом уровне для работников кадровых служб других стран. Важен
именно код профессии. Это нужно для адекватного международного обмена
специалистами, международной статистики и т.п. мероприятий.
И
именно к коду профессии идет жесткая привязка деятельности пенсионного
фонда и инструкции о ведении трудовых книжек. Это сделано для того,
чтобы не было хаоса в записях в трудовых книжках, оформлении пенсий,
дополнительных отпусков, различных льгот и иных особенностей, присущих
определенным профессиям.
Кроме
того, наименования профессий могут быть расширены. Пункт 2 дополнения
"В" к КП предусматривает, что: "Названия профессий могут быть расширены
по требованию пользователя для внутреннего использования терминами и
словами, которые уточняют место работы, выполнявшиеся работы, сферу
деятельности при условии соблюдения лаконичности изложения".
То
есть в КП есть базовые профессии и к ним можно добавлять уточняющие
слова. По словам Ю.Юрова, в новой редакции КП (ДК 003 2010), которая
сейчас как раз готовится к выходу, уточняется, что это возможно, "но
только в том случае, если другое не предусмотрено КП или какими-либо
нормативными законодательными актами".
К
примеру, в КП есть профессия "Інспектор з кадрів", но часто в компаниях
пишут "Спеціаліст з кадрів". Это не правильно, т.к. в КП есть инспектор
по кадрам, а специалиста по кадрам нет. И в данном случае
профессиональное название работы "специалист" не может быть расширено по
потребности пользователя, т.к. уже предусмотрено профессиональное
название "Інспектор з кадрів".
Как правильно применять кодировку профессий
О
том, как понять код в КП и правильно использовать его для грамотного
указания профессий, рассказал заведующий научно-исследовательским
отделом национальной профессиональной классификации Центра
продуктивности Министерства труда и социальной политики Украины Николай
Посник.
"Кодировка
профессии состоит из ряда цифр, каждая из которых означает определенную
характеристику деятельности и квалификации работника. Если взять для
примера указанных выше маркетологов, то для них в КП предусмотрены три
кодовых обозначения, включающих по 2 варианта формулировок", -
рассказывает Н.Посник.
К примеру, код 2419.1 подразумевает профессии научных работников в сфере изучения вопросов маркетинга:
а) "Молодший науковий співробітник (маркетинг, ефективність підприємництва, раціоналізація виробництва)";
б) "Науковий співробітник (маркетинг, ефективність підприємництва, раціоналізація виробництва)".
Читать код следует с первой цифры - в КП "2" означает категорию "Професіонали", включающую 4 категории профессионалов:
1 - "Професіонали в галузі фізичних, математичних та технічних наук";
2 - "Професіонали в галузі наук про життя та медичних наук";
3 – "Викладачі";
4 – "Інші професіонали".
Соответственно, вторая в коде цифра "4" уточняет, что это "Інші професіонали".
Третья
цифра "1" указывает, что в данной категории указанные специалисты
относятся к группе "Професіонали в сфері державної служби, аудиту,
бухгалтерського обліку, праці та зайнятості, маркетингу, ефективності
підприємництва, раціоналізації виробництва та інтелектуальної
власності".
Четвертая цифра
"9" уточняет, что это именно группа "Професіонали у сфері державної
служби, маркетингу, ефективності підприємництва, фінансової діяльності,
раціоналізації виробництва, інтелектуальної власності та інноваційної
діяльності".
Последняя
цифра "1", стоящая после точки, окончательно формирует код, указывая,
что это именно научные работники в сферах маркетинга, эффективности
предпринимательства и рационализации производства.
Точно
также можно проследить формирование кода любой профессии и понять,
насколько содержание кодировки соответствует названию, или поэтапно
выбирая подходящие категории найти необходимую формулировку профессии
для конкретного сотрудника.
Для работников в сфере маркетинга в КП предусмотрены также следующие кодировки:
Код
2419.2, подразумевающий, что это "Професіонали у сфері маркетингу,
ефективності підприємництва, фінансової діяльності, раціоналізації
виробництва, інтелектуальної власності та інноваційної діяльності ":
а) "Консультант з маркетингу";
б) "Фахівець з методів розширення ринку збуту (маркетолог)"
Код 1233, подразумевающий, что это "Керівники підрозділів маркетингу":
а) "Начальник відділу збуту (маркетингу)";
б) "Директор з маркетингу".
"Так
что рядовому маркетологу можно смело предлагать запись "Фахівець з
методів розширення ринку збуту (маркетолог)", ведь она подразумевает,
что данный специалист, в принципе, является профессионалом в сфере
маркетинга, а не трактует его узко как специалиста по методам расширения
рынка сбыта", - подытожил Н.Посник.
Александр ВИННИЧЕНКО